Снятие обременения с квартиры
Виды обременений по квартире и нюансы их снятия
Недвижимость, которой собственник не может распоряжаться в полной мере, считается обремененной. Это связано с тем, что права на квартиру, помимо хозяина, принадлежат третьим лицам. Соответственно, без согласования с ними, собственник не может осуществлять определенные действия, связанные с этой жилплощадью. В частности: продавать, сдавать, дарить жилье или прописывать в нем людей, которые не являются близкими родственниками собственника.
Как правило, такие «ограничения» не доставляют неудобств владельцам до тех пор, пока они не решат продать квартиру. В таком случае нужно знать, какие виды обременений бывают и как их снять.
Ипотека
При оформлении ипотеки, приобретаемая недвижимость выступает в качестве залогового обеспечения перед банком. Соответственно, третьим лицом в этой ситуации выступает кредитно-финансовая организация, в которой взят займ. Жилье будет обремененным вплоть до полного погашения задолженности, то есть владелец квартиры не сможет ее продать или сдать в аренду, пока ипотека не будет полностью погашена.
Важно: каждый банк выдвигает свой перечень ограничений на залоговое имущество. В некоторых случаях, без согласования с кредитором, собственники не имеют права даже проводить ремонтные работы.
После погашения задолженности, обременения с квартиры снимаются. Если квартиру нужно продать, то долг может закрыть как сам собственник-продавец, так и покупатель. В последнем случае между участниками сделки купли-продажи заключается соответствующий договор — покупатель погашает ипотеку, а разницу между стоимостью квартиры и долгом перед банком передает продавцу.
После того, как ипотека будет погашена, нужно получить в банке справку о закрытии кредита, а также письменное согласие на снятие обременения с квартиры. Полученные бумаги вместе с паспортом, свидетельством о собственности и кредитным договором необходимо передать в МФЦ. После рассмотрения бумаг, вас уведомят о том, что все ограничения с квартиры сняты.
Рента
Под рентой в плане обременения жилплощади подразумевается передача прав собственности стороннему лицу — плательщику ренты, который обязуется выплачивать определенную сумму второму участнику договора – получателю ренты, вплоть до его смерти.
Обычно это пожилые одинокие люди, которые, в обмен на содержание и заботу, оставляют свое имущество посторонним людям. При этом за прежним собственником сохраняется право пожизненно находиться на «переданной» территории.
Новый собственник не имеет права в полной мере распоряжаться переданным ему имуществом до кончины прежнего владельца. То есть, в такой ситуации, третьим лицом, ограничивающим права собственника, выступает получатель ренты – пожилой человек, передавший права на владение своим имуществом.
Снять обременения с жилплощади по договору ренты можно только после того, как прежний собственник умрет: новый хозяин квартиры должен передать через доверенное лицо или принести лично в МФЦ документы:
- свой паспорт;
- свидетельство о смерти иждивенца, то есть получателя ренты;
- договор ренты;
- заявление на снятие обременений с недвижимости.
На снятие ограничений обычно уходит от 5 до 30 дней. Если с документам все в порядке, по истечении этого срока рентодержатель получить выписку, где в графе «обременения» будет оставлено пустое поле.
Аренда
Если договор аренды заключается более чем на год, информация об этом фиксируется в Росреестре. Арендатор получает возможность распоряжаться жильем на свое усмотрение, в рамках заключенного договора, но формальным собственником все еще остается арендодатель.
Лицом, ограничивающим права собственника, выступает арендатор. Примечательно, что без согласования с ним, владелец имеет право продать сдаваемое имущество, но не может выгнать арендатора до истечения срока договора. Снятие обременения в таком случае происходит после окончания или досрочного расторжения соглашения между сторонами.
Как правило, после окончания срока договора, ограничения с квартиры снимаются автоматически, то есть владельцу не нужно специально подавать для этого заявление. Однако, в спорных ситуациях, может все-таки потребоваться обращение в Росреестр со стандартным набором бумаг:
- паспорт;
- договор аренды;
- договор досрочного расторжения соглашения (если имеется);
- свидетельство о праве собственности;
- заявление.
На рассмотрение заявки так же, как и в предыдущем случае, уйдет от 5 до 30 дней.
Доверительное управление
Обременение квартиры на основании договора доверительного управления схоже с обременениями из-за соглашения между арендатором и арендодателем. Собственник передает права на управление жилплощадью доверительному лицу, при этом теряя ряд прав на распоряжение своим имуществом.
Опека
Если права на квартиру имеют несовершеннолетние лица – как правило, дети собственника, то распоряжаться жилплощадью владелец сможет только с согласия органов опеки.
Это не значит, что собственник не сможет продать или сдать свою недвижимость до тех пор, пока дети не вырастут – органы опеки проверят, что, при продаже имущества, права несовершеннолетних не будут нарушены, и дадут согласие.
Арест
При аресте недвижимого имущества, так же как и при других видах обременения жилья, собственник утрачивает часть распорядительных прав. Единственное различие – в некоторых случаях ареста владельцу запрещается находиться на территории арестованного имущества, в то время как, при других видах обременения, хозяин имеет полное право проживать в квартире.
Стоит отметить, что такие случаи носят исключительный характер, например, когда есть угроза порчи или утраты имущества. В стандартных условиях, при аресте собственник может продолжать проживать в своем доме.
В первом случае арест снимется после закрытия всех долгов. Должнику нужно получить в банке справку о том, что кредит погашен и направить документы в ФССП. Во втором случае обременения будут сняты после завершения судебного разбирательства.
Какие документы понадобятся для снятия обременения
Для того, чтобы снять обременения, независимо от его типа, необходимо предоставить:
- заявление;
- паспорт или свидетельства о рождении всех собственников;
- документы, подтверждающие права на недвижимость;
- бумаги, на основании которых должно быть снято ограничение.
Последний пункт зависит от типа обременения. Так, для снятия обременения с квартиры по ипотеке дополнительно нужны следующие документы:
- справка, подтверждающая погашение задолженности;
- уставная документация банка;
- ипотечный договор;
- передаточный акт.
Все эти бумаги берутся в банке. На подготовку документов потребуется время, желательно запросить документацию за 2-4 недели до подачи заявления.
Важно: так как некоторые банки снимают ограничения автоматически, перед сбором и подачей бумаг проконсультируйтесь с кредитным менеджером о необходимости таких действий.
Госпошлина за снятие обременения и ее размер
За снятие обременения с жилья госпошлина не взимается, однако, собственнику придется заплатить за заказ новой выписки из ЕГРН с пометкой об отсутствии ограничений на распорядительные права.
Для физического лица госпошлина составит от 300 рублей, для организаций – от 950 рублей за письменный вариант. Электронная выписка обойдется дешевле: 250 и 700 рублей соответственно. Оплату можно произвести в банке, терминалах оплаты или непосредственно в Росреестре.
Способы снятия обременения с квартиры
Итак, для того, чтобы снять все запреты на полноценное распоряжения имуществом, необходимо решить ситуацию, из-за которой эти запреты были наложены: погасить ипотеку, вернуть долг банку, дождаться окончания договора аренды или доверительного управления. Далее нужно собрать все документы и подать заявление. Снять обременения с квартиры можно через несколько структур:
- портал «Госуслуги»;
- Росреестр — онлайн или в офисе;
- МФЦ.
Стоит отметить, что, так или иначе, документы попадают в Росреестр. Просто можно передать бумаги через сторонние сервисы, а можно напрямую. Для того, чтобы подать заявление онлайн, необходимо иметь электронную подпись. Если ее нет, придется обращаться лично в выбранную организацию.
Госуслуги
Через портал «Госуслуги» можно снять обременения только после прохождения трехэтапной регистрации. Последним этапом будет подтверждение личности. Сделать это можно, обратившись лично в организацию, направив нотариально заверенное прошение или с помощью ЭП.
После регистрации или авторизации на сайте перейдите в раздел «Услуги и сервисы», а затем в «Государственная регистрация прекращения права, обременения объекта недвижимости» (доступна не всем). Откроется анкета, которую надо внимательно заполнить и прикрепить сканы необходимых документов. После этого заявление подтверждается и отправляется.
МФЦ
Этот способ предполагает личный визит в организацию со всеми документами. Собственнику необходимо взять талон к специалисту, заполнить анкету и передать ему бумаги. Сотрудник взамен даст расписку о принятии документации.
Об окончании процедуры собственника уведомят по телефону или по электронной почте. Забрать выписку с ЕГРН с новыми сведениями можно в том же МФЦ после обработки запроса.
Росреестр
Подать документы можно напрямую в Росреестр. Сделать это также можно несколькими способами:
- Отправить заявление и документацию по почте, предварительно заверив у нотариуса все бумаги.
- Оставить заявку онлайн — способ подходит только обладателям электронной подписи.
- Обратиться в офис. Лучше прийти на прием по предварительной записи.
Помимо этого, можно заказать выездное обслуживание, однако, услуга предоставляется безвозмездно только ветеранам и инвалидам 1 и 2 групп. В остальных случаях необходимо оплатить услуги курьера.
Сроки снятия обременения
Если с документами все в порядке, тогда обременение с недвижимости будет снято в течение одного месяца. Учитывайте, что 2–4 недели может уйти на получение справок, сбор бумаг и их нотариальное заверение, поэтому о сборе документов необходимо позаботиться заранее.
Как проверить снятие обременения
Узнать бесплатно, снято ли обременение с жилплощади, можно на сайте Росреестра, однако, сведения там не всегда актуальны, так как информация обновляется нерегулярно.
Можно заказать платную выписку в ЕГРН — в ней данные будут проверенными и верными. Еще один способ — обратиться в МФЦ. Для этого нужно взять свой паспорт, составить заявление на получение данных по квартире и оплатить услугу.
Получить данные может не только собственник недвижимости, но и посторонний человек. Это особенно актуально покупателям жилплощади, которые не хотят связываться с «проблемными» квартирами.
https://youtu.be/kwrcT03qflQ