Что означает публичная оферта?
Зачем нужна оферта и что она обозначает? Если вкратце, этим термином называется предложение с подробным регламентом цены и характеристик товара, порядка его передачи и оплаты. Следовать условиям договора обязуется как продавец, так и акцептант. Так, например, после принятия (акцепта) договора, предлагающий свои услуги уже не сможет отказать в их предоставлении. Разумеется, это не все: в настоящей статье мы подробнейшим образом изучаем это понятие, его области применения и юридические нюансы.
Что такое «публичная оферта» и зачем она нужна?
В газетах и журналах, по телевидению и радио потребитель постоянно сталкивается с темой настоящей статьи. При этом объяснение или хотя бы намек на него к товару никогда не прилагается. Поэтому и возникает вопрос, что это такое, говоря простыми словами, — публичная оферта?
Объяснения не даются потому, что это сугубо юридический термин. Он означает документально зафиксированное предложение, поступающее от оферента (поставляющего товар или услугу) к акцептанту (конечному потребителю или любому другому лицу, желающее получить услугу или отказаться от нее).
Если компания указывает, что тот или иной договор является офертой, в сущности она ссылается на ст. 435 ГК РФ, которая регламентирует значение термина, порядок оказания услуг и обязанности сторон. Ссылка на статью в свою очередь означает то, что процесс оказания услуг или продажи товара полностью регламентируется Гражданским Кодексом РФ, что следует из содержания ст. 435.
Объяснить, что означает публичная оферта, проще всего на примере. Представьте, что кто-либо из ваших знакомых намерен продать свой б/у автомобиль. Вы заинтересованы этим предложением и, соответственно, предлагаете сумму за это авто.
Знакомый соглашается, начинается обсуждение нюансов сделки: передачи денег, заключения договоров и т.д. А затем вдруг этот знакомый передумывает продавать машину. Время и деньги на бумажную и юридическую работу были потрачены абсолютно зря.
Вот такое легко может произойти в ситуации, когда продавец не оформил свое предложение в качестве оферты. Когда договор заключен, продавец уже не сможет отказаться от сделанного ранее предложения, не сможет изменить условия предоставления товара или услуги, которые обязательно должны быть указаны в документе. Что это — договор публичной оферты — если не инструмент честного и взаимовыгодного сотрудничества между производителем и конечным потребителем?
Отличие от оферты
Разницу между двумя этими терминами объясняет ст. 437 ГК РФ. Согласно положениям Гражданского Кодекса:
- Оферта — зафиксированное предложение определенному лицу или кругу лиц. Обязательно в документе должны быть указаны условия заключения договора, условия предоставления услуги или товара и т.д.;
- Публичная оферта — то же предложение, но обращенное неопределенному кругу лиц. В частности, ПО может быть распространение рекламы, работа «зазывал» и т.д. Но только в том случае, если присутствует уточнение в тексте рекламного сообщения.
Отличие от рекламы
Из-за особого статуса рекламного распространения информации не так уж просто понять, что признается публичной офертой. Ведь разница между ПО и рекламой на первый взгляд не кажется очевидной.
На самом деле все очень просто: в рекламе не содержится информация о конкретных условиях предоставления услуги или продажи товара. А без этой информации предложение не будет считаться офертой. Таким образом, реклама без такого уточнения — это по сути призыв с указанием главных преимуществ предложения, но не более. Продавец не берет на себя никаких обязательств, распространяя рекламу. С таким же успехом рекламой может считаться самая обычная страничка в интернете, посвященная продукции компании.
На примере: если в рекламе написано «59 рублей за 1 штуку, спешите», то это не более, чем реклама, и никакой ответственности продавец нести не будет. Если же детально написано, до какого числа действует предложение, как получить товар, по какой цене и на каких условиях, а также в каких случаях доступ к товару ограничивается — это уже оферта.
Особенности договора публичной оферты
Как мы уже говорили, существует акцептант и оферент. Сначала оферент передает свое предложение в письменном виде, с указанием обязанностей сторон, условий получения товара и т.д. Этот документ — и есть договор ПО.
Акцептант же вправе либо принять этот договор без замечаний (подписать его), либо предложить встречную оферту на собственных условиях. Так может продолжаться бесконечное количество времени, пока сделка не будет расторгнута или же пока одна из сторон не согласится принять договор.
Особенность самого документа — договора оферты — главным образом заключена в подробнейшем описании предоставляемого товара/услуги. В частности, в документе должно быть указано:
- Информация о контрагентах (оференте и акцептанте);
- Полное описание товара, включая его название, характеристики и т.д.;
- Указание цены, а также ее характера (фиксированная или плавающая, если второе, то в каких случаях цена может измениться);
- Регламент порядка покупки и доставки товара;
- Регламент ответственности сторон;
- Прочая менее важная информация.
Вторая особенность договора оферты выражена в сроке действия предложения. Любая оферта имеет свой срок актуальности или действия. Если в течение этого срока акцептант не отвечает на предложение, считается, что сделка не состоялась. Кроме того, в «отзывных» офертах поставщик товара/услуг вправе отозвать оферту, но только в том случае, если акцептант еще не успел дать ответ по предложению.
Договор ПО отличается от обычного договора в первую очередь тем, что он необязательно должен быть предоставлен в письменном виде. Так как адресовано предложение сразу широкому кругу лиц, оффер может быть озвучен либо показан на электронном носителе.
Нарушение и расторжение
Нарушение договора возможно в следующих случаях:
- Договор оферты был подписан, но затем поставщик товара/услуг отказал в своевременной передаче материальных благ в обмен на денежные средства;
- Одна из сторон пожелала расторгнуть договор оферты, несмотря на уже частично выполненные условия (например, часть товаров была отгружена получателю);
- Предложение было отозвано до получения ответа акцептанта, несмотря на то, что оферта была «неотзывной».
Таким образом, нарушением считается любое отхождение от изначально прописанных в договоре условий. Даже банальная опечатка может стать причиной разбирательств в суде, потому что все, указанное в договоре — обязательно к исполнению.
Если же ваша ситуация не входит в этот список, это значит, что вы можете либо спокойно расторгнуть договор, либо исполнить его условия. Перед расторжением убедитесь, что вы не нарушили права контрагента, потому что при нарушении он вправе обратиться в суд.
Что значит надпись «не является публичной офертой»?
Мы часто видим эту формулировку в различных местах, начиная журналами и заканчивая рекламой на билбордах. И немногие задаются вопросом, «не является публичной офертой» — что это значит?
Чаще всего эта фраза встречается в рекламе. Если объяснять максимально просто, то данная формулировка означает: «До подписания полноценного договора мы не берем никакой ответственности за то, что предлагаем вам эти товары/услуги. Мы имеем право отказать вам в предоставлении товаров или услуг, если сочтем это нужным».
Примеры использования публичных оферт
Реклама в большинстве случаев не является публичной офертой. А вот специализированное предложение лояльным покупателям, которые уже очень давно сотрудничают с компанией-поставщиком, публичной офертой вполне может быть. Главное — внимательно читать оффер на предмет уточнений характера этого предложения.
Также ПО часто встречается в виде брошюр на месте непосредственной продажи: например, внутри магазина по продаже электроники на журнальном столе; в банках, с предложением оформить тот или иной кредит и т.д. Иногда производители распространяют оферты на деловых встречах и бизнес-форумах.
Краткое резюме статьи
Тема статьи знакома каждому, кто внимательно слушает и читает рекламные сообщения. Под этим термином понимается предложение, чьи условия фиксированы и не подлежат изменениям. Продавец, в случае акцепта (принятия) со стороны акцептанта, не сможет отказать в предоставлении услуги/товара. Соответственно, формулировка в рекламе «не является публичной офертой» означает, что никакой ответственности за сделанное предложение продавец не будет нести.