Как вернуть страховку, если банк вам ее навязал?
Всем, кто хотя бы разок обращался в банк за получением кредита — тем более ипотеки или автокредита — знакома эта неприятная ситуация: сотрудник банка, изучив ваши документы, вдруг сообщает, что вообще-то кредит получить без страховки нельзя. Вернее можно, но мы вам вряд ли тогда кредит одобрим — а если одобрим, то с повышенной ставкой. Да-да, о повышении ставки еще в кредитном договоре указано, почитайте.
Неприятно? Давайте разберем, когда они имеют на это право, а когда — нет. Кроме того, мы дадим советы, как избавляться от навязанной страховки.
Важно: шансы на возврат страховки практически максимальные, если вы подаете заявление в течение 14-ти дней с момента получения страховки. В противном случае возврат денег может осложниться.
А банк вообще имеет право навязывать страховку?
Существует два вида страховки: обязательная по закону и добровольная. К обязательной страховке относятся:
- Полис ОСАГО или КАСКО при покупке автомобиля согласно ст. 935 ГК РФ и ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ;
- Страхование имущества при его оформлении в залог банку — например, если для получения крупных денежных средств заемщик заложил банку машину или квартиру (чаще — просто взял ипотеку). Для ипотеки это отдельно прописано в ст. 31. закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
Но эти ребята не просто так получают крупные деньги: они формально не давят на клиента, но повышенные ставки и намеки «на сложность одобрения» никто не отменял.
Какая банку выгода?
Деньги ведь получает страховая компания. И верно, и нет. Страховую премию действительно получает не банк, но аккредитованная им страховая компания. А знаете, сколько стоит по контракту эта самая аккредитация?
Банк приводит в страховые конторы невероятное количество клиентов, за это он получает существенный процент от конечной страховой премии. Так, например, из оплаченных страховой компании 100 тысяч рублей около 50-70 тысяч по контракту перейдут банку. А страховку навязывают практически при любом займе, даже самом маленьком.
Вот и ответ, какая банку выгода.
Как отказаться от страховки, если я ее уже оформил?
Все в порядке, отказаться от страховки можно. Каждому страхователю дается 14 календарных дней (т.н. «период охлаждения»), когда клиент имеет полное право отказаться от добровольного страхования. Право установлено Указанием ЦБ России от 20.11.2015 N 3854-У.
При этом вы должны соблюсти два условия:
- Ваш страховой договор должен быть персональным или индивидуальным, но никак не коллективным. Отказаться от коллективного страхования практически невозможно, по крайней мере быстро и без проблем;
- До момента подачи заявления о расторжении договора не допускается наступление страхового случая. Если таковое уже происходило, отказ от полиса невозможен.
Вот и все. Направляйте заявление о расторжении договора на адрес именно страховой компании (СК), а не банка, потому как банк формально ни при чем. Страховщик обязан в течение 10-ти рабочих дней дать вам письменный ответ по заявлению. Как правило, деньги просто возвращаются.
Если прошло уже больше 14-ти дней, вы все равно можете подать заявление. Только, к сожалению, СК будет иметь право отказать вам в удовлетворении запроса. Впрочем, можете им намекнуть, что страховку вам навязали, а это наказуемо по закону — страховщики, как правило, немного трусоваты, так что они могут вернуть вам деньги и по прошествии 14-ти дней.